Пятница, 17.05.2024, 14:25
Приветствую Вас Гость | RSS

"Веточка"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

статья Кривченковой Е.В.

 Развитие мышления у дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений

Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, эмоционального, интеллектуального и творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие    мышления в дошкольном возрасте. Школа предъявляет определенные требования к мыслительной деятельности  старших дошкольников в плане умения действовать в логической последовательности, планировать ход своей деятельности без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

      У детей с ЗПР  психические процессы  развиваются, но не в том объеме, который соответствовал бы возрасту.

Мышление дает толчок закреплению цвета, формы, величины, т.е. восприятию. Выполняя логические задания и упражнения, ребенку необходимо быть внимательным и сосредоточенным. Таким образом, совершенствуется зрительное и слуховое внимание. Работая над  мышлением, мы обязательно тренируем память. Естественно, обговаривая то или иное задание, упражнение, мы развиваем соответственно и речь. Выполняя различные задания на развитие  мышления, ребенку часто приходится брать в руки карандаши для его выполнения, т.е. развиваем и тонкую моторику и  сенсорику. Таким образом, без мыслительной деятельности не возможно дальнейшее развитие других психических процессов. Причем идет процесс взаимозависимости и взаимообогащения мышления у детей с ЗПР.

В дошкольном возрасте процессы мышления развиваются через игровую деятельность ребёнка. В  процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших  структур мышления. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

 

1.Для развития мыслительных операций «анализ» (мысленное разложение целого на части и выделение его свойств) и «синтез» ( мысленное объединение свойств в единое целое и установление взаимоотношений между ними) необходимо с раннего возраста обучать детей                                                                                 разбирать и собирать пирамидки. Первоначально собираем  пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине,  затем  собираем пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

Более сложным вариантом этих игр являются  такие игры как «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», в которых имеются специальные наборы разрезных частей, из которых дети составляют целостные силуэтные изображения.

2. Формирование мыслительной операции «сравнение».

Сравнение – мыслительное выделение в двух или более предметах (явлениях) признаков сходства и различия.

Для формирования этой мыслительной операции, первоначально целесообразно научить детей находить одинаковые предметы.

Можно предложить детям найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые. Игры подобного типа могут носить  такие названия как: «Найди такую же игрушку», «Чудесный мешочек».

После этого детям предлагаются задания на нахождение в предметах признаков различия.                    Первоначально, подбираются предметы, отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками. Например, сравнивать два грузовика, отличающихся по размеру, цвету кабины и кузова; сравнивать двух кукол, отличающихся размером, цветом платья и бантов и т.д.

Формирование мыслительных операций  «обобщение» и «классификация».

Обобщение – мысленное выделение в ряде предметов общего признака или признаков и объединение этих предметов в одну группу.

Обобщение требует умения отвлечься от других признаков и сосредоточиться на одном общем признаке.

Классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости от сходства или различия друг с другом.

Первоначально следует обучать детей обобщать предметы по цвету, форме, величине.

«Чудесный мешочек»:

В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).

Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами.

Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелёные).

Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.

Игра «Назови предметы одним словом».

Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:

  • Лошадь, корова, овца, свинья;
  • Волк, лиса, медведь, заяц;
  • Капуста, картофель, свёкла, помидор;

Игры типа «Четвёртый лишний»:

Эти игры позволяют не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группу по основному, существенному признаку проводить классификацию:

  1. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:
    1. стол, стул, шкаф, шапка;
    2. шапка, шуба, костюм, чайник;
    3. огурец, репа, морковь, заяц;
    4. лошадь, кошка, собака, щука;

 

  1. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:
    1. платье, сарафан, юбка, шуба;
    2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;
    3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;
    4. ландыш, мак, ромашка, гриб;
    5. ель, сосна, лиственница, берёза;

 

Далее детям можно предлагать игры на классификацию. Приведём некоторые из них.

«Фонарики»:

Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у педагога, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.

«Разноцветные мячи»:

На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.

«Цвет и форма»:

  1. Ребёнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даётся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определённого цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребёнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.

 

Наличие системы работы по формированию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которая включает: создание предметно-развивающей среды, перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию мыслительных операций, разработки индивидуальных маршрутов психологического развития ребёнка, тесную взаимосвязь с родителями и педагогами  позволяет   добиться стабильных положительных результатов в овладении различными мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей).

Категория: Мои статьи | Добавил: Галинабр73 (08.02.2015)
Просмотров: 595 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0