Развитие мышления у дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений
Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, эмоционального, интеллектуального и творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие мышления в дошкольном возрасте. Школа предъявляет определенные требования к мыслительной деятельности старших дошкольников в плане умения действовать в логической последовательности, планировать ход своей деятельности без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
У детей с ЗПР психические процессы развиваются, но не в том объеме, который соответствовал бы возрасту.
Мышление дает толчок закреплению цвета, формы, величины, т.е. восприятию. Выполняя логические задания и упражнения, ребенку необходимо быть внимательным и сосредоточенным. Таким образом, совершенствуется зрительное и слуховое внимание. Работая над мышлением, мы обязательно тренируем память. Естественно, обговаривая то или иное задание, упражнение, мы развиваем соответственно и речь. Выполняя различные задания на развитие мышления, ребенку часто приходится брать в руки карандаши для его выполнения, т.е. развиваем и тонкую моторику и сенсорику. Таким образом, без мыслительной деятельности не возможно дальнейшее развитие других психических процессов. Причем идет процесс взаимозависимости и взаимообогащения мышления у детей с ЗПР.
В дошкольном возрасте процессы мышления развиваются через игровую деятельность ребёнка. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших структур мышления. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
1.Для развития мыслительных операций «анализ» (мысленное разложение целого на части и выделение его свойств) и «синтез» ( мысленное объединение свойств в единое целое и установление взаимоотношений между ними) необходимо с раннего возраста обучать детей разбирать и собирать пирамидки. Первоначально собираем пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине, затем собираем пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.
Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.
Более сложным вариантом этих игр являются такие игры как «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», в которых имеются специальные наборы разрезных частей, из которых дети составляют целостные силуэтные изображения.
2. Формирование мыслительной операции «сравнение».
Сравнение – мыслительное выделение в двух или более предметах (явлениях) признаков сходства и различия.
Для формирования этой мыслительной операции, первоначально целесообразно научить детей находить одинаковые предметы.
Можно предложить детям найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые. Игры подобного типа могут носить такие названия как: «Найди такую же игрушку», «Чудесный мешочек».
После этого детям предлагаются задания на нахождение в предметах признаков различия. Первоначально, подбираются предметы, отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками. Например, сравнивать два грузовика, отличающихся по размеру, цвету кабины и кузова; сравнивать двух кукол, отличающихся размером, цветом платья и бантов и т.д.
Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».
Обобщение – мысленное выделение в ряде предметов общего признака или признаков и объединение этих предметов в одну группу.
Обобщение требует умения отвлечься от других признаков и сосредоточиться на одном общем признаке.
Классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости от сходства или различия друг с другом.
Первоначально следует обучать детей обобщать предметы по цвету, форме, величине.
«Чудесный мешочек»:
В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).
Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами.
Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелёные).
Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.
Игра «Назови предметы одним словом».
Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:
- Лошадь, корова, овца, свинья;
- Волк, лиса, медведь, заяц;
- Капуста, картофель, свёкла, помидор;
Игры типа «Четвёртый лишний»:
Эти игры позволяют не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группу по основному, существенному признаку проводить классификацию:
- Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:
- стол, стул, шкаф, шапка;
- шапка, шуба, костюм, чайник;
- огурец, репа, морковь, заяц;
- лошадь, кошка, собака, щука;
- Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:
- платье, сарафан, юбка, шуба;
- сапоги, ботинки, валенки, босоножки;
- люстра, торшер, настольная лампа, солнце;
- ландыш, мак, ромашка, гриб;
- ель, сосна, лиственница, берёза;
Далее детям можно предлагать игры на классификацию. Приведём некоторые из них.
«Фонарики»:
Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у педагога, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.
«Разноцветные мячи»:
На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.
«Цвет и форма»:
- Ребёнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даётся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определённого цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребёнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.
Наличие системы работы по формированию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которая включает: создание предметно-развивающей среды, перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию мыслительных операций, разработки индивидуальных маршрутов психологического развития ребёнка, тесную взаимосвязь с родителями и педагогами позволяет добиться стабильных положительных результатов в овладении различными мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей).
|