Четверг, 02.05.2024, 23:07
Приветствую Вас Гость | RSS

"Веточка"

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2014-2015года

                 Принято                                                                                                       Утверждаю

Педагогическим советом                                                                                            Заведующий

Протокол №  1                                                                                                             МБДОУ детский сад  №10

«  01 » сентября 2014 год                                       «Веточка», г.Брянска.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ___________Г.В.Лескова

                                                                                                                                « 29  » августа 2014 г.    

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная общеобразовательная  программа

 дошкольного   образования

 

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида 

№10 « Веточка»      

на 2014-2015 учебный год        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательная часть

  1.  Пояснительная записка
  1. Индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду компенсирующего вида № 10 «Веточка».

 

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

ОНР III уровень

               Для детей, страдающих общим недоразвитием речи III уровня, характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными.

               Важной особенностью речи является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности.

               Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля.

               У детей отмечается специфическое своеобразие связной речи. Оно выражается в нарушении связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных моментов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

                   В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

                   Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове.

ОНР II уровень

             Для детей, страдающих общим недоразвитием речи II уровня, характерно наличие двух-, трех-, а иногда и четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребёнок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать.

             В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты.

             Значительно ограничены речевые возможности детей, что приводит к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица.

             Наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Характерным является использование слов в узком значении.

             Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии.

             Звуковая сторона речи детей в полном объёме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы.

 

 

Особенности развития детей с задержкой психического развития

 

    Дети с задержкой психического развития испытывают стойкие трудности в обучении. Основная черта – низкая познавательная деятельность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

    Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей. Для них характерен недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.

    У детей обнаруживаются недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действий.

    Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту необходимых для начала обучения в школе.

    Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании.

    Для игровой деятельности детей характерны неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии сообщим замыслом, недоучёт общих интересов, неспособность контролировать своё поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

    Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточно дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти, даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или наоборот резко недостаточная развернутость высказывания.

 

Особенности развития детей с умственной отсталостью

 

    У детей с умственной отсталостью нарушено восприятие цвета, формы и величины предметов; страдает формирование целостного образа.

    Дети с нарушениями интеллекта не сразу, но осуществляют выбор по образцу, то есть пользуются зрительной ориентировкой, они не используют поисковые способы (примеривание, пробы), то есть практическую ориентировку.

    Развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую.

    Сложными являются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения. Для детей с нарушением интеллекта характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словами, а это задерживает формирование представлений об окружающем, предметном мире. Дети плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов, недостаточно ориентируются в пространстве.

     У детей с нарушением интеллекта наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития, дети не осознают наличие проблемной ситуации, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств, у них отсутствует активный поиск решения. Дети не умеют ориентироваться в пространстве, не используют прошлый опыт, не могут оценивать свойства объекта и отношение между объектами, испытывают ряд трудностей моторного характера.

    До конца дошкольного возраста у них отсутствует возможность решения наглядно-образных задач, не развивается словесно-логическое мышление.

    К началу дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта не возникает предметная деятельность, их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, наблюдается большое количество неадекватных действий с предметами.

     В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, нет элементов сюжета, дети не используют предметы-заместители, не могут замещать действия с реальными предметами, изображением действий или речью. Не развивается в игре и функции речи: у них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но и сопровождающей.

    Продуктивная деятельность детей с нарушением интеллекта развивается при коррекционном обучении, но рисунки таких детей примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предмета, искажают их форму и пропорции.

    У детей с умственной отсталостью недоразвита зрительно-двигательная координация, наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, плохо развиты навыки самообслуживания и трудовые навыки. Движения детей неуверенные, нечеткие, часто замедленные или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность действий обеих рук, нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык.

    У детей с умственной отсталостью неразвита эмоционально-волевая сфера, нет эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат, многие дети не разговаривают, некоторые произносят отдельные слова или простые предложения. Словарь детей беден, плохо понимают обращенную речь, простые инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приоритетные направления деятельности муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 10 «Веточка» по реализации программ дошкольного образования.

 

             В деятельности дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 10 «Веточка» приоритетными направлениями являются:

  • коррекция недостатков речевого развития детей дошкольного возраста в группах для детей с  тяжелыми  речевыми нарушениями;
  • коррекция  психически-познавательных процессов детей дошкольного возраста в группах для детей с задержкой психического развития и для детей с умственной отсталостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и задачи деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 10 «Веточка» по реализации программ дошкольного образования.

 

    Учитывая, что муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад компенсирующего вида № 10 «Веточка» работает в режиме коррекционно-развивающего  обучения и в соответствии с принятой педагогическим коллективом стратегией перехода к новому дошкольному образовательному учреждению, а также на основании анализа конечных результатов работы дошкольного образовательного учреждения в 2012 – 2013 учебном году, социального заказа со стороны родителей воспитанников детского сада определяем цель коррекционно- развивающей  работы дошкольного образовательного учреждения:

 

ЦЕЛЬ: создать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, оказание  своевременной  коррекционной  помощи детям  с нарушениями  в  развитии, всесторонне развивать  психические и физические качества  с  учетом возрастных  и индивидуальных особенностей, подготовить к жизни в современном обществе, формировать предпосылки к учебной деятельности,  обеспечить  безопасность жизнедеятельности дошкольников через организацию системы образовательной работы, а также коррекция и компенсация всех психических процессов.

 

 

 

 

 

Поставленная  нами  цель требует решения в 2014 – 2015 учебном году следующих задач:

 

1. Формирование   звуковой  культуры  речи  у  детей  с ОНР  посредством  использования   логопедических  игр  и упражнений.

2.Приобщение к здоровому образу жизни посредством совершенствования физического развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие).

 

           В нашем   муниципальном бюджетном  дошкольном образовательном  учреждении  детском  саду  компенсирующего  вида № 10  «Веточка»  весь образовательный процесс планируется  в соответствии с климатическими условиями центрального региона Российской Федерации, а также в соответствии с традициями национальной русской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Принципы и подходы к формированию основной программы дошкольного образования

· принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

· принцип научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы  соответствует  основным положениям возрастной педагогики и психологии);

· принцип практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

· принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

· принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

· принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

· принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса;

· принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

· принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками;

-принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

Форма входа
...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0