Пятница, 17.05.2024, 12:00
Приветствую Вас Гость | RSS

"Веточка"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для педагогов: «Особенности организации предметно-пространственной среды дошкольного образов

Консультация для педагогов:
«Особенности организации предметно-пространственной среды
дошкольного образовательного учреждения согласно ФГОС.

Выполнила: Савенкова Е.Н.-воспитатель
1-квалификационной категории.
Развитие обучающихся совершается в процессе воспитания и обучения. Вокруг обучающегося создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Педагогу важно организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития обучающегося являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, которая бы стимулировала познавательную, двигательную и иную активность детей.
Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).
К предметно – пространственной среде предъявляются следующие требования (согласно ФГОС):
• Содержательно - насыщенной;
• Трансформированной;
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной;
• Здоровьесберегающей;
• Эстетически – привлекательной.

В качестве центров развития могут выступать:
• Учебный уголок
• Уголок для сюжетно - ролевых игр;
• Уголок музыкально - театрализованной деятельности;
• Книжный уголок;
• Спортивный уголок;
• Уголок природы ( центр природы);
• Уголок уединения;
• Уголок для игр с водой и песком (для младших групп);
• Уголок конструирования;
• Уголок ИЗО ( центр искусства)
• Уголок сенсорики;
• Уголок речевого развития;
• Логопедический уголок;
• Уголок математики.

1.Оборудование уголка ИЗО ( центра искусства).
Рисование.
• Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже усвоили.
• Фоны разного цвета, размера и формы (5*7, 17*30, 45*30 см, прямоугольник, овал, круг).
• Краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры, разной толщины, цветные карандаши и т.д.( в соответствии с возрастом).
• Кисти разных размеров.
• Подставки для кисточек.
• Стаканчики для воды.
• Салфетки для кисточек.
• Палитры для кисточек.
• Палитры для смешения красок.
• Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью; газеты для работы «по мокрому».
Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Лепка.
• Глина (влажная в закрытом контейнере – готовая для работы).
• Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки),
• иллюстраций.
• Холст, скалка для раскатывания глины.
• Стаканчики для воды.
• Салфетки для рук.
• Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
• Сопутствующий материал для оформления работ(нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т.д.).
Аппликация.
• Иллюстративный материал по ближайшей теме.
• Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).
• Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.
• Сопутствующий материал: накрахмаленные лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики.
• Подставки для кистей, кисти, клеёночки.
• Салфетки для разглаживания деталей и для рук.
• Ножницы на подставке.
• Ведро или тазик для обрезков, клей в закрытой баночке.
• Инвентарь для уборки: сметки, тряпочки, ведро, совок, швабра или веник (детские).
Инвентарь для уборки в центре искусства может быть единым для всех трёх рабочих мест. Главное – чтобы дети не забывали использовать его по назначению.
В уголке ИЗО наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников.

2. Уголок природы (Центр природы.)
Этот уголок является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве интерьерных украшений разных частей помещения.
Оборудование уголка природы.
• Растения, требующие разных способов ухода, с учётом возраста детей ( отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).
• Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.
• Календарь наблюдений за состоянием погоды.
• Литература природоведческого содержания ( по изучаемой и изученной темам).
• Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт).
• Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
• Природный материал, материал для составления икебаны.
• Информация по валеологии.
В данном уголке, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, ёмкости с сыпучими жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком, коллекции минералов, почв, гербарии. В природном уголке можно разместить детские поделки из природного материала.

3. Центр ручного труда( для старших дошкольников)
Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Поэтому зона труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться самими детьми. Каждому виду материала отводится определённое место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться, это поможет детям быстрее готовиться к работе, приучит их к
порядку.
Оборудование центра ручного труда
• Пластмассовые бутылки, стаканчики разных цветов и размеров, контейнеры от «киндер-сюрпризов».
• Образцы, иллюстрации.
• Пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий.
• Ножницы на подставке, салфетки.
• Сопутствующий материал: бусины, нитки, проволока, тесьма, верёвки, пенопласт, наклейки, пуговицы и т.д.
• Ёмкость для мусора и инвентарь для уборки рабочего места.

4. Уголок математики (центр математики).
• Счётные палочки, счётный материал (матрёшки, грибочки, рыбки и т.д.).
• Лабиринт.
• Пособия для нахождения сходства и различия.
• Головоломки, составление целого из частей.
• Занимательные примеры.
• Задачи – шутки.
• Карты по мнемотехнике, коллажи.
• «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебные круги» и т.д.
• Геометрические фигуры (плоскостные и объёмные).
• Верёвочки разной длины, толщины.
• Ленты широкие и узкие, линейки.
• Модели: года, дней недели, частей суток, часы.
• Дидактические игры и игровые упражнения.

5. Уголок конструирования.
Оборудование строительного уголка.
• Конструктор разного вида (лего, деревянный конструктор, железный конструктор……..).
• Схемы, чертежи построек, фотографии построек и прочий иллюстративный материал хранится в папках-файлах рядом со строительным материалом.
• Для обыгрывания построек мелкие игрушки: машинки, дорожные знаки и т.д.
Строительный материал хранится на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмассовых коробках, контейнерах.


6. Уголок сенсорики ( центр развития сенсорики).
Оборудование.
Этот уголок в большей степени предназначен для малышей в нём собраны: пособия, игры, книги, материалы позволяющие развивать представления ребёнка о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости –гладкости их поверхности, о звуках –их высоте. Громкости и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики руки.

7. Спортивный уголок ( физкультурно – оздоровительный центр).
Оборудование спортивного уголка:
• Обручи разного размера;
• Мячи:
• Кубики;
• Платочки;
• Разноцветные флажки;
• Ленточки;
• Султанчики;
• Мешочки с песком, мишень;
• Скакалки;
• Кегли;
• Массажные коврики;
• Атрибуты для проведения подвижных игр;
• Кольцебросы;
• Картотека подвижных игр;
• Картотека считалок;
• Нестандартное оборудование.
• Схемы общеразвивающих упражнений.
• Журналы о спорте и спортсменах.
• Дидактические игры спортивного содержания.

8. Книжный уголок ( центр « Здравствуй книжка»).
Оборудование книжного уголка:
• Портреты писателей;
• Портреты художников – иллюстраторов;
• Книги для чтения детям;
• Книги для самостоятельного чтения для читающих детей;
• Книги – самоделки;
• Энциклопедии;
• Тематические альбомы;
• Детские журналы;
• Книги разных жанров: стихи, рассказы, сказки.
• Магнитофон с аудиокассетами с записью литературных произведений по программе.

9. Уголок уединения ( уголок отдыха).
Оборудование уголка уединения.
Создавая развивающую среду, следует позаботиться о том, чтобы дошкольник не потерял чувство защищённости и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в « уголок уединения», или «уголок отдыха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто помечтать. Педагог организует такое место, отделив его от играющих детей стационарной ширмой из бамбука или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная релаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться «в норку», восстановить силы.

10. Уголок музыкально - театрализованной деятельности (центр).
Оборудование уголка музыкально - театрализованной деятельности:
• Музыкальные пособия;
• Детские музыкальные инструменты;
• Аудиотехника ( аудиозаписи музыкальных произведений).
• Костюмы, маски.
• Театры разных видов: пальчиковый, театр «живая рука», настольный театр, теневой театр, перчаточный театр, театр картинок, театр марионеток, тростевые куклы , ….
• Ширма.
• Декорации.

11. Учебный уголок.
Оборудование учебного уголка.
Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счётный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учётом возраста детей для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

12. Логопедический уголок и речевой уголок
Оборудование логопедического уголка:
• Материал для формирования умения контролировать силу и длительность воздушной струи: бумажные снежинки, вертушки, султанчики.…….
• Материал для формирования фонематического восприятия и слуха: детские музыкальные инструменты, предметные и сюжетные картинки……
• Материал для развития артикуляционной моторики: артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, картотека артикуляционных упражнений, комплект зеркал ( с ручкой).…
• Материал для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр, крупы - рис.горох, фасоль, прищепки, массажные мячики и картотека упражнений с ними, трафареты, шнуровки, застёшки….
• Материал для развития связной речи сюжетные картинки, схемы для составления описательного рассказа, стихи, чистоговорки, потешки, скороговорки, дидактические игры и дидактические упражнения.
• Материал для активизации словаря: предметные картинки по лексическим темам, альбомы, дидактические игры и упражнения, словесные дидактические игры…
• Материал по обучению грамоты: магнитная доска, буквы, касса букв и слогов……….
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий . Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами.


Использованная литература:
1.Максакова А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье»
2. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул
интеллектуального, художественного и творческого развития
дошкольника «Гном-Пресс», 2005
3. Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985

4. Нищева Н.В. – СПб.: Предметно-пространственная развивающая среда в
детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-
Пресс», 2005

5. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество»,
М.,Просвещение, 1985.
6. Федоренко Л.П, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи
детей дошкольного возраста", М.,- Просвещение, 1977 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Сова (03.03.2015)
Просмотров: 541 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0