Утверждаю: Принято:
заведующий МБДОУ решением внеочередного
детского сада №10 «Веточка» педагогического совета №1
______________Г.В. Лескова
Приказ № от 29.08.2014
Учебный план
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада компенсирующего вида № 10 «Веточка»
на 2014- 2015 учебный год.
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план МБДОУ д/с компенсирующего вида №10 «Веточка» г. Брянска разработан в соответствии с следующими нормативно – правовыми документами.
Документы федерального уровня:
1. Закон РФ «Об образовании» от 21.12.2012 №273-ФЗ
2. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г.
№ 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.12660-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 22.07.2010 № 91 (вступил в силу с 01.10.10)
Документы регионального уровня:
5. Письмо Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 20.10.2010
№ 7435-01-0
Вышеперечисленные документы регламентируют деятельность ДОУ по удовлетворению потребностей всех детей и родителей в качественном дошкольном образовании. МБДОУ детский сад №10 «Веточка» является детским садом компенсирующего вида и осуществляет коррекционно-развивающее обучение с детьми, имеющими: общее недоразвитие речи, задержку психического развития, умственную отсталость, где задача педагогов и специалистов заключается в коррекции психически познавательных процессов, устранении речевого дефекта и предупреждении возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных психофизическим и речевым недоразвитием.
Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников в коррекционно-развивающем процессе в соответствии с возрастными возможностями и психофизическими особенностями воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
- «Физическое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие».
Специфика образовательной деятельности:
В МБДОУ детском саду компенсирующего вида №10 целостность коррекционно-педагогического процесса обеспечивается путем использования следующих программ:
*В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР:
1. Комплексная программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития », под редакцией
С.Г. Шевченко, - М.:« Школьная пресса», 2005.
2. Комплексная примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы,
М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2010 год).
* В группе компенсирующей направленности для детей с ОНР:
1. Комплексная примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы,
М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2010 год).
2. Коррекционно – речевая «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»
под ред. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной,
3.
4. Авторская разработка «Программа ознакомления с природой и развитие речи» под редакцией Л.Г. Селиховой.
* В группе компенсирующей направленности для детей с У/О:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
« Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
2. Комплексная программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития », под редакцией
С.Г. Шевченко, - М.:« Школьная пресса», 2005. (для разработки индивидуальных программ)
Содержание образования ДОУ сформировано в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
Принципы и подходы к формированию учебного плана:
· принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
· принцип научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии);
· принцип практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
· принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
· принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
· принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
· принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
· принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками;
-принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.
Содержание работы в ДОУ
Образовательные области
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
|
Разделы
Комплексная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2014 год),
Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития », под редакцией С.Г. Шевченко;
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой
|
Парциальные программы
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
|
* «Ребёнок и окружающий мир»
(предметное окружение, явления общественной
жизни, природное окружение, экологическое
воспитание).
* « Развитие речи»
* «Нравственное воспитание»
* « Игровая деятельность»
(сюжетно-ролевая, театрализованная игра)
* « Трудовое воспитание»
(самообслуживание, хозяйственно- бытовой
труд, труд в природе, ручной труд).
* «Ознакомление с окружающим»
|
_______
|
Познавательное развитие
|
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
|
* «Ребёнок и окружающий мир» (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение).
*«Развитие речи»
(формирование словаря, ЗКР, грамматический
строй речи, связная речь, образная речь,
обучение грамоте).
* «ФЭМП», «РЭМП», «ФЭКП»
* «Игровая деятельность»
* «Художественно - эстетическое воспитание»
*«Сенсорное воспитание»
|
Коррекционно – речевая: «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи » под ред.Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной,
|
Речевое развитие
|
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
|
* «Развитие речи»
(формирование словаря, ЗКР, грамматический
строй речи, связная речь, образная речь).
* «Нравственное воспитание»
* «Худ. литература»
* «Ознакомление с окружающем»
*«Игровая деятельность»
(дидактические, сюжетно- ролевые,
театрализованные).
|
Коррекционно – речевая: «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи » под ред.Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
|
* «Ознакомление с искусством»
* «Изобразительная деятельность»
* «Конструирование».
* « Ручной труд»
* «Эстетическая развивающая среда».
* «Музыкальное воспитание»
|
|
Физическое развитие
|
Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
|
* « Физическое воспитание»
(физкультурно-оздоровительная работа;
физическая культура).
* «Игровая деятельность»
(подвижные игры).
* «Физическое воспитание»
(воспитание культурно-гигиенических навыков).
* «Ребёнок и окружающий мир»
(предметное окружение, явления общественной
жизни, формирование элементарных
экологических представлений).
*«Нравственное воспитание»
* «Игровая деятельность»
(дид, пос, театрализованные игры)
* «Коррегирующая гимнастика»
|
|
Примечание к учебному плану:
- Образовательная область «Физическое развитие» реализуется:
- 3 раза в неделю с детьми средней группы в физкультурном зале
- 2 раза в неделю с детьми старшей и подготовительной к школе групп в физкультурном зале и 1 раз в неделю на открытом воздухе, при соответствующих погодных условиях.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях НОД по физическому развитию организовывается на открытом воздухе с детьми всех возрастных групп.
· Образовательная область «Речевое развитие» реализуется в группах ОНР и ЗПР во всех видах, формах деятельности, режимных моментах.
· Коррекция нарушений речи в группах ЗПР и У/О проходит в непосредственно образовательной деятельности индивидуально с учителем - логопедом.
· Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» в группе ЗПР реализуется во всех видах, формах деятельности, режимных моментах.
· Образовательная область «Познавательное развитие». В группе ОНР реализуется по авторской разработке Л.Г. Селиховой «Программа ознакомления с природой и развитие речи».
· Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется в группе ОНР по авторским разработкам Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
· В группе ЗПР аппликация и конструирование чередуются через неделю.
· В группе ОНР лепка чередуется с аппликацией через неделю.
Учебный план МБДОУ детского сада №10 « Веточка» на 2014-2015 учебный год
№
|
Базовый вид деятельности
|
Гр. ОНР
|
Гр. ЗПР
|
Гр. У/О
|
1
|
Физическая культура
- в помещении
- на прогулке
|
2
1
|
2/2
1
|
2
-
|
2
|
Познавательное развитие:
- ФЭМП
|
2
|
|
|
- РЭМП
|
|
2/2
|
|
- ФЭКП
|
|
|
2
|
-ФЦКМ
|
1
|
|
|
- Ознакомление с окружающим и развитие речи
|
|
2/2
|
|
- Ознакомление с окружающим и социальное развитие
|
|
|
2
|
3
|
Речевое развитие/
Развитие речи
- развитие фонематического восприятия
- подготовка к обучению грамоте
- чтение художественной литературы
-развитие лексики и грамматики
-развитие связной речи
|
1,5
-
3
0,5
1
1
|
1/-
-/2
1/1
-
-
|
1
-
1
-
-
|
4
|
Художественно-эстетическое развитие:
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование/Ручной труд
- Конструирование
- Рисование
- Музыка
|
0,5
0,5
0,5/0,5
1
2
|
0,5
1/1
0,5
2/2
- /2
|
1
1
1
1
2
|
5
|
Коррекционная ритмика
|
|
-/1
|
|
6
|
Социально – коммуникативное развитие
- игра
|
-
|
-
|
1
|
|
Итог:
|
17
|
15/17
|
15
|
|
Время:
|
8 часов 30 мин
(510 минут)
|
средняя: 4 часа
(240 минут)
старшая: 6 часов 15 минут (375 минут)
|
средняя: 4 часа
(240 минут)
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный план ориентирован на образовательные области:
1. Физическое развитие
2. Социально–коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Речевое развитие
5. Художественно- эстетическое развитие
|