Комплексно – целевая программа
на 2014 – 2018 годы
МДОУ д/с № 10 «Веточка»
«Развитие речи детей в ДОУ»
Задачи:
- Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР посредством использования логопедических игр и упражнений.
- Формирование лексической стороны речи в процессе ознакомления с окружающим.
- Формирование грамматического строя речи посредством использования дидактических игр и упражнений.
- Формирование связной речи у детей в НОД.
В разработанной коллективом КЦП работу предлагаем осуществлять поэтапно:
I этап: 2014-2015 учебный год:
Формировать звуковую культуру речи у детей с ОНР посредством использования логопедических игр и упражнений.
II этап: 2015-2016 учебный год:
Формировать лексическую сторону речи в процессе ознакомления с окружающим.
III этап: 2016-2017 учебный год:
Формировать грамматический строй речи посредством использования дидактических игр и упражнений.
IV этап: 2017-2018 учебный год:
Формировать связную речь у детей в НОД.
Раздел программы
|
Цель
|
I Методическое обеспечение
|
Стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателей.
|
II Работа с педагогическими кадрами
|
Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме.
|
III Работа с родителями
|
Ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с детским садом.
|
IV Контроль, анализ, регулирование программы
|
Отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование коррекционной работы.
|
Обучение дошкольников языку, развитие речи и речевого общения –
одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Решение
этой задачи включает ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры
речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического
строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к
художественному слову.
В настоящее время в системе обучения детей дошкольного возраста увеличилось количество детей с речевыми нарушениями .
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости особенно при овладении письмом и чтением. .
Комплексно-целевая программа разработана на 4 года
Задачи:
1.Развивать речевую активность детей в НОД речевого цикла.
2. Формировать звуковую культуру речи у детей с ОНР посредством использования игр и упражнений.
3. Расширять пассивный и активный словарь детей с ОНР.
4.Формироват грамматически правильный строй речи посредсвом испльзования д/и и упражнений.
5.Развивать у дошкольников умение строить диалоги и развивать монологическую речь.
Результаты диагностического обследования речевого развития детей с нарушениями в развитии МБДОУ детского сада № 10 «Веточка» показывают, что в течение последних двух учебных лет наблюдается низкий уровень динамики речевого развития у детей . Результаты находятся на низком уровне.
Результаты диагностики по развития речи (2012- 2013 год ) и мониторинга ( 2013-2014 )г показали . что развитие речи детей находится на низком уровне ( см. таблицу)
Группы
|
2012-2013
|
|
ЗКР
|
словарь
|
Гр.строй
|
Св.речь
|
Итог
|
н
|
с
|
к
|
н
|
н
|
н
|
н
|
с
|
к
|
н
|
с
|
к
|
н
|
с
|
к
|
« Незабудка» ОНР
|
44
|
|
78
|
65
|
54
|
54
|
54
|
|
85
|
60
|
|
74
|
54
|
|
77
|
« Рябинушка» ЗПР
|
9
|
24
|
39
|
34
|
40
|
42
|
32
|
50
|
61
|
31
|
42
|
46
|
15
|
39
|
47
|
«Росинка» УО
|
70
|
82
|
88
|
27
|
36
|
36
|
36
|
19
|
48
|
23
|
29
|
45
|
36
|
46
|
62
|
Общий процент по д/с
|
41
|
53
|
68
|
42
|
43
|
44
|
41
|
34
|
65
|
38
|
35
|
55
|
35
|
42
|
62
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группы
|
2013-2014
|
|
ЗКР
|
словарь
|
Гр.строй
|
Св.речь
|
Итог
|
н
|
с
|
к
|
н
|
н
|
н
|
н
|
с
|
к
|
н
|
с
|
к
|
н
|
с
|
к
|
« Незабудка» ОНР
|
41
|
|
68
|
50
|
|
79
|
57
|
|
82
|
40
|
|
67
|
43
|
|
73
|
« Рябинушка» ЗПР
|
17
|
44
|
52
|
52
|
62
|
63
|
35
|
46
|
49
|
35
|
44
|
59
|
34
|
50
|
56
|
«Росинка» УО
|
40
|
45
|
50
|
36
|
49
|
54
|
20
|
39
|
41
|
27
|
35
|
37
|
33
|
44
|
47
|
Общий процент по д/с
|
33
|
44
|
60
|
46
|
55
|
65
|
38
|
42
|
57
|
34
|
39
|
54
|
40
|
47
|
59
|
Проблема;
В результате проведенного обследования было выявлено ,что у детей нарушено : звуковая культура речи, нарушение понимания обращенной речи, бедность пассивного и активного словаря, нарушение семантики , грубые аграмматизмы в речи , отсутствие связной речи или ее несформированность.
Пути решения проблемы:
1.Создание условий для реализации КЦП, направленной на формирование у педагогов интереса к педагогическому поиску и творчеству.
2.Взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме.
3.Создание проблемной творческой группы (ПТГ) по развитию речи .
Связная речь:
2015-2016
|
1- квартал
|
2- квартал
|
3- квартал
|
4- квартал
|
Методическое обеспечение
|
Выставка новинок методической литературы по формированию словарного фонда родного языка.
|
Работа ПТГ по систематизации материалов по формированию словарного запаса дошкольников.
|
Приобретение и изготовление дидактических игр, пособий направленных на формирование лексической стороны речи дошкольника.
|
Разработка перспективного планирования по формированию словаря дошкольников.
|
Работа с педагогическими кадрами
|
Консультация: « Лексика как компонент структуры языка, Современный подход».
|
Семинар – практикум: «Методика и приёмы обогащения словаря детей в непосредственно образовательной деятельности».
|
Педагогический совет: «Наблюдения, беседы, чтение познавательной литературы как условие формирования лексической стороны речи в процессе ознакомления с окружающим».
- Открытые просмотры НОД.
- Взаимопосещение НОД в
|
|
Взаимодействие с семьями воспитанников.
|
Консультация:
«Игры и упражнения для развития словаря дошкольников».
|
Оформление наглядной информации для родителей.
|
Групповые родительские собрания в группах в соответствии с планом образовательного процесса на 2015-2016 учебный год по речевому развитию дошкольников.
- День открытых дверей.
- Анкетирование родителей.
|
|
Контроль, анализ, регулирование
|
Обследование лексической стороны речи дошкольников.
Диагностика педагогов: «Особенности работы по разделу «Лексика».
|
Оперативный контроль: « Подготовка воспитателя к НОД по «Коммуникации».
Тематический контроль: « Состояние работы в ДОУ по формированию лексической стороны речи дошкольников».
|
Обследование лексической стороны речи дошкольников.
|
|
Мотивационные условия.
|
- Повышение педагогического мастерства и творчества педагогов и родителей в данном направлении.
- Сформировать у дошкольников бережного отношения к родному языку.
- Создание мобильной предметно –развивающей среды по данному направлению.
|
Звуковая культура речи
|
1 квартал
|
2 квартал
|
3 квартал
|
4 квартал
|
Методическое обеспечение
|
Подбор и систематизация методической литературы по формированию (воспитанию) звуковой культуры речи дошкольников.
|
|
Изготовление и приобретение дидактических пособий по звуковой культуре речи
|
Разработка перспективного планирования по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы
|
Работа с педагогическими кадрами
|
Консультация: «Развитие восприятия речи как составляющего компонента звуковой культуры речи»
|
Семинар: « Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР»
|
Педсовет: «Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР посредством использования логопедических игр и упражнений»
|
Создание ПГТ с целью разработки перспективного плана по звуковой культуре речи
|
Работа с родителями
|
Консультации, педагогические беседы по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР
|
Оформление наглядных материалов для групповых родительских уголков по проблеме формирования звуковой культуры речи
|
Групповые родительские собрания в соответствии с Планом образовательно – воспитательной работы на 2014 – 2015 учебный год, день открытых дверей , показ НОД
|
|
Контроль анализ регулирование
|
Диагностика звуковой культуры речи у детей с нарушениями в развитии
|
Тематический контроль « Организация работы ДОУ по звуковой культуре речи», диагностика звуковой культуры речи в группах « Росинка» и
« Рябинушка»
|
Диагностика звуковой культуры речи
|
|
Мотивационные условия
|
- Формирование у педагогов интереса к педагогическому поиску и творчеству
- Создание условий для реализации КЦП
|
Грамматический строй речи
2016-2017
|
1 квартал
|
2 квартал
|
3 квартал
|
4квартал
|
Методическое обеспечение
|
Подбор методической литературы по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР
|
Изготовление и приобретение дидактических игр по теме
|
Выставка дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи
|
Разработка перспективного планирования по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР для каждой группы
|
Работа с пед. кадрами
|
Консультация : «Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи в ДОУ»
|
Семинар:
« Основные направления работы по формированию грамматического строя речи в ДОУ»
|
Педсовет «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматического строя речи»
|
Создание ПТГ с целью разработки перспективного плана по данной проблеме
|
Работа с родителями
|
Индивидуальные беседы и консультация специалистов по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР
|
Оформление наглядных материалов для групповых родительских уголков по данной проблеме
|
Групповые родительские собрания в соответствии с планом образовательно-воспитательной работы ДОУ.
День открытых дверей (Показ НОД.)
|
|
Контроль
Анализ
Регулир-е
|
Мониторинг
|
Тематический контроль «Формирование грамматического строя у детей с ОНР». Мониторинг в группах : «Рябинушка», «Росинка»
|
Мониторинг
|
|
Мртивационные условия
|
-Формирование у педагогов интереса к педагогическому поиску и творчеству
-Создание условий для реализации КЦП
|
Словарная работа:
2015-2016
|
1- квартал
|
2- квартал
|
3- квартал
|
4- квартал
|
Методическое обеспечение
|
Выставка новинок методической литературы по формированию словарного фонда родного языка.
|
Работа ПТГ по систематизации материалов по формированию словарного запаса дошкольников.
|
Приобретение и изготовление дидактических игр, пособий направленных на формирование лексической стороны речи дошкольника.
|
Разработка перспективного планирования по формированию словаря дошкольников.
|
Работа с педагогическими кадрами
|
Консультация: « Лексика как компонент структуры языка, Современный подход».
|
Семинар – практикум: «Методика и приёмы обогащения словаря детей в непосредственно образовательной деятельности».
|
Педагогический совет: «Наблюдения, беседы, чтение познавательной литературы как условие формирования лексической стороны речи в процессе ознакомления с окружающим».
- Открытые просмотры НОД.
- Взаимопосещение НОД в
|
|
Взаимодействие с семьями воспитанников.
|
Консультация:
«Игры и упражнения для развития словаря дошкольников».
|
Оформление наглядной информации для родителей.
|
Групповые родительские собрания в группах в соответствии с планом образовательного процесса на 2015-2016 учебный год по речевому развитию дошкольников.
- День открытых дверей.
- Анкетирование родителей.
|
|
Контроль, анализ, регулирование
|
Обследование лексической стороны речи дошкольников.
Диагностика педагогов: «Особенности работы по разделу «Лексика».
|
Оперативный контроль: « Подготовка воспитателя к НОД по «Коммуникации».
Тематический контроль: « Состояние работы в ДОУ по формированию лексической стороны речи дошкольников».
|
Обследование лексической стороны речи дошкольников.
|
|
Мотивационные условия.
|
- Повышение педагогического мастерства и творчества педагогов и родителей в данном направлении.
- Сформировать у дошкольников бережного отношения к родному языку.
- Создание мобильной предметно –развивающей среды по данному направлению.
|
|