Занятия по
изодеятельности с детьми с нарушением интеллекта направлены на формирование
интереса к продуктивным видам деятельности, овладение техническими навыками и
умениями, становление знаково-символической деятельности как одного из
важнейших факторов социализации ребёнка. В процессе обучения продуктивным видам
деятельности дети усваивают систему
сенсорных эталонов , у них
совершенствуются образные представления о предметах и явлениях окружающей
действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук.
В своей работе по изодеятельности с детьми первого года обучения основной задачей считаю формирование
мотивационно-потребностного плана деятельности ,т.е. у детей воспитываю интерес
к выполнению лепных построек, изображений, аппликаций. С этой целью использую
игры на развитие цветового восприятия. Цвет — это отличное средство управления
детьми, которое приводит к самым разным результатам. Вы можете применять это
средство, чтобы обучать, вдохновлять и подталкивать дошкольника, а также
корректировать становление психических процессов: памяти, внимания, мышления ,
речи.
Большинство
детей с нарушением интеллекта имеют
недоразвитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики .Восприятие
цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем ,что это
свойство не может быть выделено практически ,путём проб и ошибок.Цвет нужно
обязательно увидеть ,т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только
зрительной, перцептивной ориентировкой.
Вначале при
определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путём
приложения .Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу ,ребёнок может
увидеть их одинаковость или неодинаковость.При этом он может и не владеть
восприятием цвета ,не видеть ,что оба предмета красные или один из них красный ,а
другой жёлтый ,но увидеть ,что цвета одинаковые или разные .Дети с нарушением
интеллекта часто такого сходства или различия не видят и приходится довольно
длительно работать над этим. С этой целью использую дидиктические игры: «Найди
такую же», « Подбери по цвету», «Разноцветные ступеньки», «Поляны с
цветами» и др.
Когда ребёнок
научится определять цвета при их непосредственном контакте ,т.е. путём
наложения и приложения ,можно переходить к выбору по образцу ,к настоящему
восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов. Здесь считаю уместным
использование д/игр «Разноцветные ступеньки», «Разложи ягоды
в корзины», «Посади бабочку на цветок», «Кто в домике живёт ?» и др.
С детьми второго года обучения продолжаю
использовать игры на развитие цветового восприятия .Основными условиями
обучения на этом году жизни остаются обеспечение игровой мотивации ,использование
продуктов деятельности в реальной игре ,изготовление рисунков, поделок, аппликаций
с конкретной ,понятной детям целью ,поэтому НОД
по изодеятельности тесным образом связаны с дидактической игрой ,сенсорным
воспитанием и развитием речи. Программой предусмотрено знакомство детей на
втором году обучения с пространственными
представлениями предметов по вертикали «вверху-внизу» и по горизонтали
«рядом-около», поэтому я использую следующие игры на развитие цветового
восприятия «Сделай такую же», «Построй рядом», «Паровоз», «Собери целое» и др.
При создании
изображений круглой и овальной формы проводится предварительная работа по
расширению представлений детей об этих
формах. Осуществляю её в дидактических играх: «Разложи игрушки в свои домики»,
«Бусы из круглых и овальных бусин», «Найди круглое» и т.д.
На основе восприятия
цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому дети смогут не
только применять его в своей деятельности(изобразительной),в игре , но
использовать цвет как сигнал к действию в быту( например, сигналы светофора).
Если мы хотим
помочь детям научиться распознавать цвета, то надо сделать так, чтобы они
учились этому на предметах соответственного цвета. Вот типичные ассоциации,
доступные дошкольнику.
ЖЕЛТЫЙ — бананы,
лимоны, солнце.
КРАСНЫЙ — яблоки,
помидоры,губы.
СИНИЙ — небо,тучка.
ЗЕЛЕНЫЙ — горошек,
трава, листья.
СЕРЫЙ — слон, волк,
мышь.
КОРИЧНЕВЫЙ — медведь, кора
деревьев.
Когда мы показываете
ребенку картинку, на которой изображено синее яблоко, и спрашиваете его, что
это такое, ему требуется больше времени, чтобы узнать изображенный предмет.
Синее яблоко может показаться ему смешным. Очень полезны в обучении детей с
нарушением интеллекта и головоломки-пазлы. Игрушки также помогают детям усвоить
названия основных цветов.
На третьем
году жизни кроме перечисленных задач ,детей
учат создавать поделки ,состоящие из нескольких частей, отдельные
занятия посвящены выполнению декоративных аппликаций ,рисований, поэтому
использую следующие дидактические игры : «Собери узор», «Сделай такой же»,
одновременно продолжаю формировать
представления о цвете. Использую те же дидактические игры ,но усложняю задачи ,например,
собрать ягоды не в две, а 4 корзины, собрать геометрические фигуры не из 2-4
частей,а из 6-8 и т.д.
Даже когда дети
становятся старше, мы все равно можем использовать для обучения цвет. Дети с
проблемами внимания лучше справляются с заданиями, в которых для визуальной
стимуляции используется цвет. Улучшение столь же заметно, как и при применении
лекарственных средств. Значит, цвет можно использовать даже в медицинских
целях.
По мере того
как дети взрослеют, их цветовые предпочтения становятся все более важными.
Таким образом, они пытаются избежать давления, влияния извне и отстаивают свою
самостоятельность
ВОСПИТАТЕЛЬ
МБДОУ №10 «Веточка»Сёмкина Г.В.
Перечень
дидактических игр прилагается(см.ниже)
Дидактическая игра «Поляны с цветами
Дидактическая
игра «Цветочные поляны»
Для детей первого года обучения.
Цель
игры:
развитие сенсорного восприятия.
Дидактические
задачи:
Образовательные:
• Расширять и активизировать словарь
по лексической теме «Цветы»;
• Совершенствовать навыки
порядкового счета;
• Расширять кругозор детей.
Развивающие:
• Развивать зрительное восприятие и
внимание;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и бережное
отношение к природе;
• Воспитывать усидчивость.
Активизация
словаря:
поляна, клумба, посадить, ухаживать, поливать, беречь, предлоги (на, под, над).
Дидактический
материал:
плоские макеты полянок с наклеенным цветком определенного цвета, цветы
(основных цветов).
Описание
игры.
Игра предназначена для детей первого года обучения. Эта игра направлена на
развитие сенсорного восприятия. Работу проводим индивидуально или группой детей
(3 ребенка). Перед ребенком три поляны и цветы. Ребенку ставится проблемная
ситуация: помочь зайке высадить рассаду цветов. Ребенок берет цветок и
«высаживает» его на определенную полянку.
Для старших дошкольников, можно игру
усложнить. На каждый цветок наклеивается цифра. Ребенок может брать цветок и
называть число и цвет. Далее можно просить ребенка положить цветок с цифрой «2»
между цветками с цифрой «1» и «3». Положить цветок с цифрой «7» над цветком с
цифрой «8». Положить справа, слева и т. д.
Дидактические игры с цветными крышками
Дидактическая
игра «Разноцветные ступеньки»
Для детей первого
года обучения.
Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
Дидактические задачи:
Образовательные:
•
Совершенствовать навыки порядкового счета;
• Формировать
навык совместного выполнения задания;
Развивающие:
• Развивать
зрительное восприятие и внимание;
• Развивать
мелкую моторику рук;
Воспитательные:
• Воспитывать
дружеские взаимоотношение сверстников.
Активизация словаря: ступеньки, крышка, закрутить,
открутить, синий, красный, желтый, зеленый, черный, белый.
Дидактический материал: панно с прикрепленными винтами для
крышек разных цветов.
Описание игры. Игра предназначена для детей первого
года обучения. Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития
мелкой моторики рук. Работу проводим индивидуально. Перед ребенком панно, на
котором в виде ступенек прикреплены винты с крышками разных цветов. В конце
игры можно посчитать крышки. Ответить каких крышек больше, а каких меньше.
А это еще игры:
«Гусеница и снегири».
Дидактическая
игра "Вазы с цветами"
Дидактическая игра «Собери букет»
Для детей первого
года обучения.
Цель игры: развитие сенсорного восприятия. Дидактические задачи:
Образовательные:
• Учить группировать
предметы по цвету;
• Формировать
навык совместного выполнения задания;
Развивающие:
• Развивать
зрительное восприятие и внимание;
• Развивать
навык соотносить предметы по цвету.
Воспитательные:
• Воспитывать
бережное отношение к природе;
Активизация словаря: ваза, собрать, срезать, букет
Дидактический материал: картины с вазами, покрытые
пленкой; цветы на липучках, поляна покрытая пленкой.
Описание игры. Игра предназначена для детей первого
года обучения. Работа проводится индивидуально или группой детей. Перед
ребенком поляна с цветами и картины с вазами. Ребенок собирает букет.
Расставляя в вазы цветы, ребенок называет цвет цветка и соотносит с цветом
вазы. Игру можно провести индивидуально или группой детей.
Игра сделана
очень просто, я стараюсь все игры оформлять так, ватман или картон покрыт
прозрачными обоями, а цветы прекрепляются на двухсторонний скотч.
Дидактические игры для детей первого-второго года обучения
Так как для
детей первого года обучения одной из задач области "познание"
является закрепление сенсорных навыков, предлагаю подборку следующих
дидактических игр
Дидактическая игра "Разложи ягоды в корзины"
Цель: учить различать и соотносить предметы по величине,
закрепить понятия: большой-маленький, один-много, закрепить красный цвет
Дидактическая игра "Посади бабочку на свой цветок"
Цель: учить
детей соотносить предметы по величине и цвету, закрепить основные цвета.
Дидактическая игра "Зашей юбочку"
Цель: запоминать
геометрические фигуры, учить правильно вкладывать их в рамочку, ориентируясь по
цвету.
Дидактическая игра "Кто в домике живет? "
Цель: закреплять
основные цвета, учить распределять предметы в соответствие с цветом домика.
Игры-развивайки
Дидактическая игра для детей первого-второго обучения
1) "Соберем овощи и фрукты в корзинку"
Цель:
-Учить различать по внешнему виду овощи.
-Учить различать по внешнему виду фрукты.
-Закреплять знания о сенсорном представлении, о цвете
овощей и фруктов.
-Развивать внимание .
2) "Соберем урожай в корзинку"
Цель:
-Закрепление лексической темы (Фрукты)
-Формировать знания о понятии большой-маленький,
один-много, учить сравнивать их.
-Развивать монологическую речь ребенка.
3) "Паровоз"
Цель:
-Развитие сенсорных способностей у детей.
-Формирование элементарных математических способностей
-Учить ориентироваться в соотношении плоскостных фигур
(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
-Обогащать в дидактической игре чувственный опыт детей.
4)"Оденем куклу"
Цель:
-Формирование умения различать количество предметов
один-много (кукла одна-платьев много)
-Привлекать внимание детей к предметам контрастных
размеров и их обозначение в речи (большое платье-маленькая шляпка)
-Учить различать и называть цвет, подбирать предмет по
тождеству (найди такого цвета шляпку, как платье)
5) "Веселые матрешки"
Цель:
-Формировать умение различать количество предметов.
-Развивать координацию рук и глаз, речь, память,
мышление.
-Учить находить предмет контрастных размеров и их
обозначение в речи. Воспитатель Семкина Г.В. Копирование и передача информации только с разрешения автора
|