- Содержание коррекционно-педагогической работы
по освоению детьми образовательных областей
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду компенсирующего вида № 10 «Веточка» задачи коррекционно-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников решаются с учетом компенсирующей направленности, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, реализацию приоритетного вида деятельности по коррекции нарушений речи дошкольников в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, коррекция познавательных процессов в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. В дошкольном образовательном учреждении обеспечено медико-педагогическое сопровождение (учитель-дефектолог, учитель-логопед) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1. Обязательная часть:
Специфика образовательной деятельности:
В МБДОУ детском саду компенсирующего вида №10 целостность коррекционно-педагогического процесса обеспечивается путем использования следующих программ:
*В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР :
1. Комплексная программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития », под редакцией С.Г. Шевченко, - М.:« Школьная пресса», 2005.
2. Комплексная примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2014 год),
* В группе компенсирующей направленности для детей с ОНР :
1. Комплексная примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2014 год),
2. Коррекционно – речевая «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи » под ред. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
* В группе компенсирующей направленности для детей с У/О:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой..
Содержание образовательных областей работы в ДОУ
1. «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Задачи социально-коммуникативного развития:
- формирование у ребенка представлений о самом себе, элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
- формирование навыков самообслуживания;
- становление самостоятельности, целостности и саморегуляции собственных действий;
- формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться;
- формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;
- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
2. «Познавательное развитие»
Основная цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Задачи познавательного развития:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и т.д.);
- развитие внимания, памяти, восприятия;
- развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;
- ознакомление с природой и природными явлениями, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желание беречь ее.
3. «Речевое развитие»
Основная цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи речевого развития:
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- практическое овладение нормами речи;
- формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи;
- воспитание интереса и любви к чтению;
- воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
4. «Художественно – эстетическое развитие»
Основная цель: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Задачи художественно – эстетического развития:
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- удовлетворение потребности детей в самовыражении.
5. «Физическое развитие»
Цель: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
-сохранение, укрепление и охрана здоровья;
-обеспечение гармоничного физического развития;
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
-развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях.
Примечание к образовательным областям:
- «Физическое развитие» реализуется в течение дня в разных видах и формах совместной деятельности взрослого и ребёнка» во всех группах компенсирующей направленности
- Коррекция нарушений речи в группах ЗПР и У/О проходит на индивидуальных занятиях с учителем - логопедом;
- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в группе ЗПР реализуется во всех видах, формах деятельности, режимных моментах
Реализация приоритетных направлений деятельности.
![]() |
№ п/п |
Образовательная область |
Задачи |
Интеграция образовательных областей |
1. |
«Социально-коммуникативное развитие» |
- формирование у ребенка представлений о самом себе; - формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками; - формирование навыков самообслуживания; - становление самостоятельности, целостности и саморегуляции собственных действий; - формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; - формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям; - формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; - формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении; - воспитание культурно-гигиенических навыков; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться; - формирование умения ответственно относиться к порученному заданию; - формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе; - формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. |
«Познавательное развитие» «Физическое развитие» «Речевое развитие» |
2. |
«Познавательное развитие» |
- формирование и совершенствование перцептивных действий; - развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем; - ознакомление и формирование сенсорных эталонов; - развитие любознательности и познавательной мотивации; - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и т.д.); - развитие внимания, памяти, восприятия; - развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления; - ознакомление с природой и природными явлениями, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; - воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желание беречь ее. |
«Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» |
3. |
«Речевое развитие» |
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического; - практическое овладение нормами речи; - формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога; - формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи; - воспитание интереса и любви к чтению; - воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. |
«Познавательное развитие» «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» |
4. |
«Художественно-эстетическое развитие» |
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей; - развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); - удовлетворение потребности детей в самовыражении |
«Познавательное развитие» «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» |
5. |
«Физическое развитие» |
-сохранение, укрепление и охрана здоровья; -обеспечение гармоничного физического развития; -формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; -развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях. |
«Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» |