Раздел IV. Результаты образовательной деятельности
. Мониторинг качества освоения детьми ООП дошкольного образования проводится 2 раза в год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речи, (2.09.2013 – 14.09.2013 и 20.05.2014 – 31.05.2014), 3 раза в год в группе для детей с задержкой психического развития и группе для детей с умственной отсталостью (2.09.2013 – 14.09.2013; 21.01.2014 – 1.02.2014; 20.05.2014 – 31.05.2014) в соответствии с ООП МБДОУ.
3.4. Методологическая основа мониторинга образовательного процесса в МБДОУ:
- в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи:
- комплексная примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой
- программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей /под ред. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
- в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью:
- программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» /под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
- в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического
развития:
- комплексная программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития »/ под редакцией С.Г. Шевченко
- комплексная примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой
3.5. В работе по проведению мониторинга качества освоения ООП ДО используются следующие методы:
• наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта);
• эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений);
• беседа;
• опрос;
• анкетирование;
• анализ продуктов деятельности;
• сравнение и анализ.
Анализ выполнения задач годового плана
В 2013 – 2014 уч. году педагогический коллектив МБДОУ детского сада №10 « Веточка» г. Брянска работал над решением следующих задач:
1. Развитие двигательных умений детей посредством использования подвижных игр и игровых упражнений.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей.
3. Использование нетрадиционных приемов аппликации как средства развития мелкой моторики руки в коллективных работах детей.
В решении задач положена комплексная диагностика с учетом программ:
- Коррекционно – развивающее обучение и воспитание под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой (в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта);
- Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста»;
- Н.Е. Веракса программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы
1. Развитие двигательных умений детей посредством использования подвижных игр и игровых упражнений.
Группы |
Бег |
Прыжки |
Метание |
Ходьба |
Итог по группе |
« Незабудка» ст.гр |
77% |
74% |
67% |
67% |
71% |
«Рябинушка» ср/ст гр. |
41% |
26% |
37% |
37% |
35% |
«Росинка» ср.гр |
45% |
43% |
39% |
50% |
44% |
Итог |
54% |
48% |
48% |
51% |
50% |
В группе « Незабудка» отмечаются высокий уровень овладения детьми программы по образовательной области «Физическая культура» (начало года – 50%, конец года – 65%, динамика – 15%). У детей сформирована положительная мотивация к НОД по физической культуре, ярко проявляется интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Достижению положительных результатов способствовала мобильная предметно-развивающая среда. Имеется картотека подвижных игр, игровых упражнений, считалок. Однако необходимо пополнить физкультурную зону в группе нетрадиционным оборудованием.
В группе «Рябинушка» наблюдаются низкие показатели по всем представленным выше параметрам (35%). Это связано с тем, что у детей преобладают нарушения общей и мелкой моторики, психических процессов, нарушена эмоционально-волевая сфера.
Физкультурная зона расположена в доступном для детей месте, оснащена необходимым оборудованием, имеется картотека подвижных игр, но недостаточно нетрадиционного оборудования.
В гр. «Росинка» наблюдаются низкие показатели по всем представленным выше параметрам (44%). Это связано с тем, что у детей преобладают грубые нарушения общей и мелкой моторики, психических процессов, нарушена эмоционально-волевая сфера, большинство детей имеют инвалидность.
В группе имеется физкультурная зона, которая оснащена как традиционным, так и нетрадиционным оборудованием (дорожка здоровья, коврики для коррекции стопы, кольцебросы и т.д.). Имеются маски для проведения подвижных игр.
Воспитателями всех группах компенсирующей направленности систематически используется корригирующая гимнастика после сна с использованием ковриков для коррекции стопы.
Воспитателями на прогулке не систематически используются подвижные игры и индивидуальная работа по освоению основных движений.
Во всех группах компенсирующей направленности планируется и отражается в планах индивидуальная работа с детьми по освоению основных видов движений.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей
Программы групп компенсирующей направленности |
Группа |
Начало года % |
Середина Года % |
Конец года % |
-Программа воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, под редакцией Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) |
У/О |
20 |
35 |
40 |
-Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Веракса -О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» -Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина |
ОНР |
50 |
- |
70 |
-Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития », под редакцией С.Г. Шевченко; -Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Веракса |
ЗПР |
35 |
42 |
50 |
В группе « Рябинушка» у большинства детей недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера: наблюдается неадекватность поведения на занятиях, в свободной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками (многие дети отказываются от занятия, бросают игрушки, кричат, у некоторых детей проявляется агрессия ко взрослым и детям
(см. дневники наблюдений)).
В группе «Росинка» у детей грубо нарушена эмоционально-волевая сфера. Это связано с нарушением психо-эмоционального развития, практически все дети являются инвалидами детства.
В группе «Незабудка» у детей развитие эмоционально-волевой сферы находится в пределах возрастной нормы.
3.Использование нетрадиционных приемов аппликации как средства развития мелкой моторики руки в коллективных работах детей.
Усвоение детьми образовательной области « Художественное
творчество» / аппликации показало следующие результаты:
Программы групп компенсирующей направленности |
Группа |
Начало года % |
Середина Года % |
Конец года % |
-«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой..; |
гр ОНР |
41 |
- |
71 |
-«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой..; |
гр .ЗПР |
19 |
24 |
33 |
Программа воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, под редакцией Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) |
гр. У/О
|
34 |
35 |
39 |
В группе компенсирующей направленности для детей с ОНР» Незабудка»
в усвоении образовательной области художественное творчество /аппликация наблюдается положительная динамика ( 71% ) . Это связано с тем, что у педагоги группы Савенкова Е.Н. и Прудникова Г.В, планируют и систематически проводят индивидуальную работу с детьми, постоянно обновляют предметно- развивающую среду ( образцами, схемами , пооперационными картами …)
В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
У детей с задержкой психического развития сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности, но недостаточно развита мелкая моторика, что повлияло на результаты по данному виду деятельности (на начало года- 19%, середина -24%, конец года – 33%. Динамика роста – 14%.) Это также связано с особенностями психофизического развития детей и недостаточностью индивидуальной работы воспитателей с детьми по данному вопросу
В группе компенсирующей направленности для детей с У/О
сформирована положительная мотивация к аппликации, целенаправленно проводится работа по развитию мелкой моторики посредством использования нетрадиционных приемов в аппликации.
Но большинство детей имеют грубые нарушения в психико - физическом развитии: грубо нарушены процессы мышления, внимания, восприятия, мелкая и общая моторика, плохо развита память, несформирована зрительно-двигательная координация, что повлияло на результаты мониторинга и послужила для разработки по маршрутам проектирования образовательной деятельности (мониторинг: начало года- 34%, середина года – 35%, конец года – 39%, динамика роста составила -5%.)
Анализ выполнения программы по группам и по ДОУ за 2012-2013 уч.год
В 2012 – 2013 учебном году МБДОУ д/с компенсирующего вида № 10 «Веточка» осуществлял воспитательно-образовательный процесс с детьми по:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.
Н.Е Вераксы.
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития », под редакцией С.Г. Шевченко;
- Программа воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, под
редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой)
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей с ОНР, под ред. Т.Б.Филичевой , Г.В. Чиркиной
Разделы программы |
Группы |
Итог |
||
группа ЗПР |
группа ОНР |
группа УО |
||
1.ФИЗО |
71% |
67% |
36% |
58% |
2.Развитие речи |
48% |
65% |
46% |
53% |
3.ФЭМП |
53% |
59% |
47% |
54% |
4.Рисование |
46% |
63% |
28% |
31% |
5.Лепка |
48% |
60% |
32% |
46% |
6.Аппликация |
48% |
63% |
27% |
46% |
7.Игра |
47% |
69% |
51% |
55% |
8.Труд |
65% |
65% |
40% |
56% |
9.Конструирование |
41% |
60% |
41% |
47% |
10.Музыкальное воспитание |
65% |
68% |
27% |
53% |
Итог по группам: |
53% |
64% |
37% |
50% |
Анализ выполнения программы показывает:
Положительная динамика наблюдается по разделам:
- ФИЗО – 58%
- труд – 56%;
- игра – 55%;
- ФЭМП – 54%;
Отрицательная динамика наблюдается по разделам:
- развитие речи – 53%
- музыкальное воспитание – 53%
- конструирование – 47%
- лепка 46%
- аппликация – 46%
- рисование – 31%
Анализ выполнения программы по группам и по ДОУ за 2013-2014
В 2013 – 2014 учебном году МБДОУ д/с компенсирующего вида № 10 «Веточка» осуществлял воспитательно-образовательный процесс с детьми по:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития », под редакцией С.Г. Шевченко;
- Программа воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, под
редакцией Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей с ОНР, под ред. Т.Б.Филичевой , Г.В. Чиркиной
Разделы программы |
Группы |
Итог |
||
группа ЗПР |
группа ОНР |
группа УО |
||
1.ФИЗО |
34% |
65% |
39% |
46% |
2.Развитие речи |
56% |
73% |
47% |
59% |
3.ФЭМП |
63% |
70% |
54% |
62% |
4.Рисование |
23% |
72% |
40% |
45% |
5.Лепка |
28% |
69% |
40% |
46% |
6.Аппликация |
32% |
71% |
39% |
47% |
7.Игра |
30% |
71% |
41% |
47% |
8.Труд |
33% |
76% |
35% |
48% |
9.Конструирование |
33% |
68% |
48% |
50% |
10.Музыкальное воспитание |
56% |
52% |
41% |
50% |
11. Здоровье |
52% |
80% |
42% |
58% |
12.Безопасность |
35% |
75% |
45% |
52% |
13.Чтение худ.лит. |
27% |
73% |
47% |
49% |
Итог по группам: |
39% |
70% |
43% |
51% |
Анализ выполнения программы показывает:
Положительная динамика наблюдается по разделам:
- развитие речи, ознакомлению с окружающим -59%
- ФЭМП ( ОНР), ФЭКП(УО), РЭМП (ЗПР)– 62%;
-здоровье – 58%
Это связано с тем, что с детьми, испытывающими затруднения, проводилась систематическая индивидуальная работа по маршрутам проектирования образовательной деятельности, осуществлялось тесное взаимодействие педагогами групп с семьями воспитанников. Предметно-развивающая среда созданная в группах мобильна.
Низкие показатели наблюдается по разделам:
- физическая культура ( ОНР) и ЗПР, физическое развитие (УО)-46 %
- лепка 46%
- аппликация – 47%
- рисование – 45%
-конструктивная деятельность( ОНР , ЗПР) , конструирование- ( УО)50%
- музыка ( ОНР, ЗПР) ,музыкальное воспитание (УО) -50%
- труд – 48%
- игра- 47%
- безопасность – 52%
- чтение худ.лит. – 49%
Это связано с особенностями психо-физического развития детей:
дети слабо владеют техническими умениями, нарушена общая и мелкая моторика, пространственная ориентировка, у многих грубо нарушены психически познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера. Недостаточно оборудованы физкультурные и музыкальные уголки в группах и в муз.зале, недостаточно дидактического материала и оборудования по конструированию (схемы построек, фотоальбомы сооружений)
Анализ готовности к обучению в школе:
выпускников - 12 детей
Таблицы анализа педагогической готовности дошкольников к обучению в школе.
1.Математическая готовность.
группы |
Кол – во и счет |
Порядковый счет |
Цифры |
Знаки |
Состав числа |
Решение задач |
Всего. |
гр. ОНР |
60% |
80% |
50% |
45% |
45% |
40% |
46% |
гр. ЗПР |
58% |
20% |
60% |
33% |
13% |
13% |
33% |
гр. У/О |
30% |
- |
10% |
- |
- |
- |
20% |
- Развитие речи
Группы |
Словообразо-ание |
Фонематический слух
|
Звуковой анализ слова |
Связная речь |
Всего |
гр. ОНР |
57% |
70% |
50% |
65% |
69% |
гр. ЗПР |
30% |
40% |
30% |
50% |
45% |
гр. У/О |
- |
- |
- |
30% |
7,5% |
- Мышление
Группы
|
Анализ и синтез |
Сравнение по величине |
Сравнение по форме |
Сравнение по пространственным признакам |
Сравнение по характерным признакам |
Сравнение по временным признакам |
Обобщение и классификация |
Установление логических связей |
Наглядно – образное мышление |
Наглядно – схематическое мышление |
Всего |
гр. ОНР |
30 |
56 |
68 |
60 |
50 |
35 |
47 |
35 |
54 |
50 |
49% |
гр. ЗПР |
40 |
60 |
50 |
30 |
25 |
30 |
60 |
30 |
40 |
40 |
41% |
гр. У/О |
40 |
60 |
60 |
20 |
- |
20 |
- |
- |
30 |
- |
23% |
4. Окружающий мир.