Сенсорное
воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно
необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений
окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на
основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение
знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов
(форме, цвету, величине).
У детей с нарушениями в развитии,
поступающих в коррекционный детский сад, в основном, отсутствуют представления
о цвете, форме и величине предметов, дети плохо ощущают и воспринимают предметы
и явления окружающего мира, слабо ориентируются в пространственных и временных
понятиях.
Первый шаг по оказанию помощи – это
сенсомоторное развитие ребенка.
Для
детей с нарушениями в развитии недостаточно выпускают дидактических игр и
упражнений, поэтому в своей работе я использую дидактические игры, упражнения,
пособия по сенсорному воспитанию для детей более раннего возраста, а также разнообразные башенки,
матрешки, пирамидки, вкладки. Много дидактических игр и упражнений, пособий
сделаны своими руками и адаптированы для детей данной группы.
Вначале
в работе с детьми по формированию представлений о цвете я использую сигнальные
карточки: « желтый цвет- как солнышко, зеленый- как травка, красный- как губки,
синий- как тучка»

Используются
дидактические игры и упражнения на соотнесение основных цветов: « Подбери ручки
к чашкам», « Воздушные шары», « Подбери пару»,
«
Разноцветные гномы», « Подбери крышки» и др.
Все
игры подобраны соответственно лексической темы, разработано перспективное
планирование по сенсорному воспитанию для детей 1 и 2 года обучения.
Мною
используется тетрадь по сенсорному развитию: Т.В. Лисовская, В.Л. Тучковская «
Цвет».
Для
развития представлений о величине используются дидактические игры и упражнения:
« Тарелочки», « Разложи снежинки», « Большой, средний, маленький», « Три
медведя», « Загони машины в гараж» и др. Вначале дети различают понятия: «
большой- маленький», затем- понятие:
«поменьше (средний)». Так же
используются разнообразные башенки, пирамидки, матрешки.
Для развития представлений о геометрических
фигурах используются дидактические игры и упражнения: « Подбери по контуру», « Геометрическое
лото», « Закрой окна в домиках», « Фигуры», Вкладки», «Накормим мишек» и др.
На 2-м году обучения многие дети различают основные
цвета, геометрические фигуры ,величину предметов, поэтому дидактические игры
усложняются. Дети учатся дифференцировать предметы не только по 1 признаку(
например: по цвету), но и по 2-м признакам: например: по цвету и форме.
Используются дидактические игры: « Цвет и форма», « Подбери кружок», « Цветовое
и геометрическое лото» и др.

Большую помощь в работе с детьми с нарушениями в
развитии мне помогает многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный
коврик», который способствует:
- запоминанию геометрических фигур
- закрепление основных цветов и некоторых оттенков
- ориентировке на плоскости

Опыт работы по данному направлению
показал, что при систематическом, регулярном использовании дидактических игр и упражнений
по сенсорному воспитанию всех педагогов группы и родителей в домашних условиях
возможна положительная динамика в формировании сенсорных эталонов у детей с
нарушениями интеллекта.
А.В.Мехедова
Учитель-дефектолог
д/с №10 «Веточка»
г.Брянск
Копирование и передача информации только с разрешения автора. |