Вторник, 15.07.2025, 23:07
Приветствую Вас Гость | RSS

"Веточка"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

методическая копилка

Изобразительная деятельность детей тесно связана с работой воображения,и практической деятельностью.Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием  передать  их  в  рисунке,  но  и  тем, как  он  владеет  средствами изображения. Усвоение  детьми  в  процессе  обучения  различных  вариантов  изображения, технических  приёмов  способствует  их   развитию.  Чтобы  расширить  возможности   детей с нарушением интеллекта  в  выражении  впечатлений от  окружающего  мира,  я  использую на  занятиях  по  изобразительной  деятельности  различные  нетрадиционные  материалы  и  средства  изображения: ватные  палочки,  бумажные  трубочки,  пробки  от  пластиковых  бутылок,  от  тюбиков   крема,  зубной  пасты, пластмассовые  трубки,  зубные  щётки, деревянные  палочки,  соломка,  поролон,  свечи;   листья  деревьев,  цветов,  травы, овощные  штампы и печати  и т.д..   Необычный  материал  изображения  повышает интерес детей к рисованию.  Чем  разнообразнее   художественные   материалы, тем интереснее с ними работать.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступными  из  них  являются  рисование  пальчиком,  ладошкой,  кулачком,  печатание,  обрывание  бумаги. Я активно  их  использую  в   работе  с  детьми 1-2 года обучения.   С детьми 3-4года обучения и ЗПР  эти   же техники  дополняют   художественный  образ,  создаваемый  с  помощью  более  сложных:  монотипия,   граттаж,   кляксография,   рисование   по  мокрому   фону,  рисование   мятой    бумагой и др.

Чем  младше  ребёнок и в зависимости от степени нарушения интеллекта,  тем  больше  у него не развита мелкая моторика, мотивационно -потребностный план деятельности.  Справиться   с  кисточкой  или   карандашом – дело    непростое,    а вот  рисование    собственной    ладошкой   или   пальчиком  –  сплошное  удовольствие.   Дети с радостью  шлёпают  ладошкой по  листу  бумаги  и   радуются   новым   ощущениям.

  Я  стараюсь  учить  детей  пользоваться пальцами  рук  рационально:  не  одним  указательным  пальцем,  а  всеми.

Главный художник  - ребенок, а я - его помощник, дополняю несколько  деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у ребёнка возникает

снегопад          цветок                снеговик                петушок

                      Дети  искренне  радуются тому,  что  у них получилось. Страх  перед рисованием  пропадает,  возникает  желание   рисовать  ещё  и  ещё.  Стараюсь живо, эмоционально  объяснять  детям  способы действий и показывать приёмы  изображений.  Чтобы  преодолеть неуверенность,  даю возможность  ребёнку  сначала попробовать,  а  потом  уже  рисовать  самостоятельно. Поощряю  каждое  усилие  ребёнка,  поддерживаю  его.  Всегда  помню  о  том,  что  обучение  приёмам  изобразительной  деятельности, в  том  числе и нетрадиционным,  должно  проходить на  положительном  эмоциональном  фоне и  с  постепенным  нарастанием  сложности. Во  время  рисования пальчиками,  ладошкой  ребёнок  получает  необыкновенное  чувственное  наслаждение  при  тактильных  контактах  с  краской,  бумагой, водой.  Проба   нового  изобразительного  материала  воспринимается  ребёнком  как  игра  с  неизвестным. А  получившийся  продукт деятельности приносит  малышу  большую  радость.  Сам  процесс  рисования  для  ребёнка – сплошное  удовольствие.

Очень  важно  даже  в  маленьком  человечке  разглядеть  индивидуальность,  принять  и  поддержать  его  интересы,  потребности,  развить его способности  и позаботиться  об  эмоциональном  благополучии.

Чтобы активизировать внимание детей  на занятии, побудить их к деятельности,  активно использую игровые  приёмы,  сюрпризный  момент,  художественное слово,  музыкальное сопровождение.

У старших дошкольников (3-4год обучения) и жизненный опыт больше, уровень владения техническими приёмами гораздо выше. Поэтому им вполне  доступны такие нетрадиционные  техники, как:

 

 печать                  набрызг         рисование по трафарету    монотипия  

  

                      

 

В процессе обучения обращаю внимание ребят  не только на техническую,  но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей  передавать форму  и  цвет  предмета,  композицию  в рисунке, ритм  и цветовое сочетание.

Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной  деятельности  с  использованием  нетради ционных материалов   и   техник,   ведь эти    задания  вполне  им  по  силам.

Нетрадиционные техники позволяют маленьким  художникам,  отойдя от предметного изображения, выразить  в  рисунке  свои чувства  и  эмоции, дают  свободу, вселяют  уверенность  в  своих  силах,  расширяют  возможности  детей.

Современные  исследователи  доказывают:  нетрадиционные техники  изображения  способствуют  ослаблению возбуждения эмоционально  расторможенных  детей.  При  этом,  как   правило,  чрезмерно  активно  нуждаются  в  обширном  пространстве  для  разворачивания  деятельности.  Суть  в  том,  что  внимание  детей  дошкольного  возраста  рассеянно  и  крайне неустойчиво. В процессе «игры  в  художника»  зона  активности   снижается,  уменьшается   амплитуда  движений. Крупные  и неточные  движения  постепенно  становятся  более   тонкими  и  точными;  круг  внимания  сужается  и  сосредотачивается  на  малой  зоне.  Наблюдения  за  детьми  показывают: характер  сюжета  рисунков,  выполненных,  например,  с  помощью  оттиска  или  печати,  у  таких  детей  становится  менее  агрессивным  по  содержанию  и  более  сочным,  ярким  и  чистым  по  цвету. Это, с  одной стороны, а с другой - изображение  способствует   развитию  и  познавательной  деятельности,  и   активности.   В  то же  время  корректируются  психические  процессы  и  личностная  сфера  в  целом.  Приобретая соответствующий опыт рисования в  нетрадиционной  технике,  ребёнок  становится   всё более  уверенным  в  своих  силах.  Дальнейшее  творчество приносит  ему  всё больше  радости,  даже  от  обычной    работы  с  кистью  и  красками.  Вот  тогда  можно   ещё  раз  обратиться  к  традиционной  технике  рисования.

Самая  большая  для  меня  радость, когда  я слышу детский вопрос: «А мы  ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования  и  он хочет  продолжения  этой  деятельности.

Нетрадиционные  методы  изобразительной деятельности развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, повышают самооценку

Владея разными  навыками и  способами  изображения предметов или действительности  окружающего  мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию  творческий  характер. Практика моей работы с детьми с нарушением интеллекта показала, что нетрадиционные  техники эффективны для  создания выразительных образов  и развития  творческих  способностей  детей ,а также коррекции психических процессов:памяти,мышления,речи.

 

     Рисование  по  мокрому  фону.

Ребенок  смачивает  водой  поверхность листа  и сразу начинает  рисовать  по мокрому  фону  акварельными  красками.  Можно сочетать разные краски.

 

         Кляксография с трубочкой.

Ребенок    наносит   пластмассовой    ложкой краску  на  бумагу, делая   небольшое   пятно.  Затем   с   помощью   трубочки    «раздувает»  это  пятно.

Недостающие детали затем  дорисовываются.

 

 

           Ниткография

Ребенок  опускает нитку  в  краску,  отжимает ее.  Затем  на  листе  бумаги  выкладывает  из нитки   изображение,  оставляя один  конец свободным.  После  этого  сверху   накладывается и  прижимается   другой  лист. Придерживая его рукой,  нитку  выдергивает за свободный конец. Детали дорисовываются.

 

   Рисование  манкой.

Сначала  простым  карандашом  прорисовывается  контур  изображения,   по  которому наносится клей  ПВА.  На  клей насыпается манка. Через  1-2 мин.  лишняя  манка  стряхивается.

Монотипия пейзажная.

Лист  бумаги  сгибается  пополам. На одной  половине рисуются, например, часть осеннего пейзажа. Лист складывается и прглаживается  ладошкой. Лист  разворачивается – получается зеркальный рисунок.

                                  

 

Рисование  по мыльному  фону

На  поднос наливается  смесь краски  с  мылом,   опускается лист  бумаги.  Получается оригинальный  фон  с  мыльной  текстурой.

                                                                                   

Контурное рисование  по  солевому  фону

 

Фон  закрашивается  акварельными  красками.  Затем  наносится  крупная  поваренная  соль. Когда краски  высохнут,  кисточкой  наносится  контурный  рисунок.

 

 

      Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, способствуют развитию мышления, активизируют познавательную активность детей с нарушением в развитии.

     Очень интересные работы  получаются при сочетании  различных изобразительных техник. Это вполне доступно детям 3-4 года обучения. Например:

               

рисование ладошкой+     тампонирование +              размазывание краски

рисование пальчиком      рисование пальчиком+   пальцем+ рисование рисование                    угольком  и      пальчиком + рисование

                                     кистью                                     угольком  и  кистью.

 

рисование ладошкой + аппликация  + дорисовывание  кисточкой  деталей

 

Мои воспитанники имеют возможность выбора изобразительного материала. Весь материал как для традиционных техник  рисования, так  и для  нетрадиционных находится  в  доступном  для  детей  месте – «уголке  детского творчества». Нетрадиционные  методы  рисования  я  использую  не  только на занятиях по изобразительной  деятельности,  но и  на других занятиях и  в свободное от занятий время. Работая по этой методике,  отметила,  что  у  детей  повышается  интерес и  к  изобразительной и деятельности, формируется мотивационно-потребностный план деятельности.  Имея опыт  рисования  различными  способами,  дети  уже  сами  предлагают их,  стоит только предложить им тему рисования. Интерес  у  детей  появляется еще и потому, что занятия преимущественно  проводятся  комбинированными. Сначала мы рисуем  фон будущего рисунка, затем какие-то прорисовки делаем карандашом или кисточкой, завершаем рисунок  нетрадиционным  способом.  Готовим  рамки  для  уже  готовых  работ.  Результат такой  работы  радует  и  детей,   и  меня.

Опыт моей  работы с дошкольниками по  использованию  нетрадиционных   приемов  изобразительной деятельности доказывает эффективность  этой   методики. Изобразительная деятельность  с применением  нетрадиционных  материалов  и  техник  способствует развитию у детей:

• мелкой  моторики рук и тактильного  восприятия;

•пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и  зрительного  восприятия ,цветового восприятия ,геометрических представлений;

• внимания, образного и логического мышления, памяти, воображения, речи;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• самостоятельности, навыков контроля  и самоконтроля;

• творческих  способностей.

 

Воспитатель МБДОУ Д/с «Веточка» №10 Гущанская Л.Д

 Копирование и передача информации только с разрешения автора

Категория: Мои статьи | Добавил: Галинабр73 (24.12.2013)
Просмотров: 890 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0